Одна девчонка на девять ребят
Итак, 1 августа в Мособлсуде было назначено слушание 8 процессов. И начало у многих - около 11 утра.
К утру в специальное помещение на первом этаже Мособсуда привезли всего 30 подсудимых. Препроводить в залы заседаний их нужно было практически в одно время.
Все бы хорошо, но к 11.00 на конвоировании этой большой группы арестантов было всего 10 сотрудников конвойной службы. То есть примерно по одному конвоиру на процесс.
Правда, позже подъехал дополнительный наряд, работников стало больше на трех человек. Но все равно этого было недостаточно.
Вообще, сколько будет процессов и конвоиров — известно накануне. Минимум за день в конвойную службу предоставляется соответствующий список. И руководители начинают прикидывать, как реализовать нереализуемое - ведь сотрудников конвоя не хватает, а нужно и время заседания не сорвать, и безопасность обеспечить.
- По какому принципу распределяют конвоиров? Есть ли особый подход — возможно, к убийцам, например, отправляют усиленные наряды? - интересуюсь я у собеседника.
- Конечно, уголовные дела отслеживаются по тяжести преступления. Скажем так — делаем некую поблажку женщинам- конвоирам - стараемся в одиночку их не отпускать к особо опасным преступникам. А если отпускаем, то не одних, а в сопровождении коллег мужского пола. Хотя в принципе все работники конвоя вне зависимости от пола в равных условиях
Банда ГТА (туда входили девять человек) «слушалась» одной из первых. Этот процесс конвоиры между собой считали менее важным, чем суд по банде Леснякова (по нему проходит экс-мэр Миасса Виктор Ардабьевский) — отчасти из-за того, что на охрану второго выделяли подкрепление - Сергиево-Посадский ОМОН.
Девять участников ГТА и десять «лесняковских».И все это одновременно. Посчитайте, сколько конвоиров по правилам нужно на 19 человек.
- А если доставлять по одному?
- На каждого человека в среднем уходит по 10-15 минут. 10 человек — это 2,5 часа. Процессы начнутся к вечеру. Адвокатам, судьям и присяжным нужно, чтобы все прошло в срок. Их не волнуют проблемы конвоя МВД. Однажды сдвинулось начало суда, так как задержалась машина с подконвойными. Сразу бумага от судьи ушла в Главк МВД области, сотрудники получили взыскания.
Справка «МК»: “На одного заключенного должно выделяться два конвоира. На двух — три и на четырех — семь. Ведает кадровыми вопросами отдел организации охранно-конвойной службы Управления охраны общественного порядка подмосковного главка. Штатное расписание составляют кадровики, а утверждает начальник полиции».
Лифт как средство нападения
Подъем всех членов банды ГТА в зал (заседание проходило на четвертом этаже) прошел хоть и с нарушениями, но вовремя и успешно, как это было неоднократно ранее.
После ЧП многие начали говорить, мол, по правилам, зэков нужно вести по лестнице, а не в лифте. Но лестниц в Мособлсуде нет.
Кто не знает - лифты в Мособлсуде крошечные - метр на два, в футбол не поиграешь. Зэки и конвоиры стоят рядом, дышат друг другу в затылок.
Конечно, неплохо было бы сделать хоть какие-то перегородки, как в автозаках, мечтают конвоиры. Эти лифты, по их словам, часто ломаются. И не оборудованы камерами и тревожными кнопками. Именно на проблему с лифтом подумали первоначально все, когда он вдруг остановился между 3 и 4 этажами в день перестрелки.
Во время самого судебного слушания клетку с бандитами ГТА охраняли два человека - командир 3-го взвода капитан Татьяна Смовдоренко (она была за старшую) и второй конвоир сержант Михаил Фартушняк. Смовдоренко работала уже два часа (а по правилам должна не более 1,5 часов).
За несколько минут до конца заседания подменить коллегу на перерыв пошла конвоир Елизавета Лукьянова (это ее позже бандиты ГТА пытались задушить в лифте).
Важно отметить - командир взвода капитан Алексей Гришин попросил ее отправиться в зал не для конвоирования, а именно для подмены (мужчине сейчас вменяют вину, мол, он послал даму «спускать» опасных подсудимых в камерный блок).
Только сотрудница села в лифт, чтобы подняться на 4 этаж, как заседание закончилось. В лифте не работает рация, поэтому ей об этом невозможно было сообщить. Предполагалось, что Лукьянова поднимется в зал, там скажут о завершении заседания, она спустится обратно и начнет «поднимать» других фигурантов в другой зал. А для конвоя банды ГТА дополнительно отправят сотрудников.
Что делает Лукьянова? Как только узнает, что процесс закончен, то вновь садится в лифт, спускается в камерный блок. В тот момент начальника конвоя не было на месте — он транспортировал зэков в другой зал. Лукьянова подошла к постовому, взяла ключи и наручники — мол, я пойду заберу банду ГТА.
- Добрая душа эта Лукьянова. Конечно, и раньше конвоиры едва ли не в одиночку водили группы опасных преступников.
- Но это же нарушение!
- Да, нарушение. Если перелистать назад, можно всех уволить, все взводы. Но это не потому что 20 человек сидят на кухне, в шашки играют, а потому что в конвойной службе катастрофа с кадрами...
Лукьянова, взяв на подмогу Фартушняка, стала препровождать из зала заседания в камерный блок первую партию - пятерых членов банды ГТА. В это время Смовдоренко стояла у «аквариума» и стерегла оставшихся четверых бандитов.
Лукьянова, говорит наш источник, обладает внушительной фигурой. Плюс в лифт сели еще шесть крепких мужчин. Поэтому, учитывая ненадежность лифтов Мособлсуда, реальна версия, что лифт застрял, а бандиты решили воспользоваться моментом — то есть это было их спонтанное решение. Ведь когда зэков только поднимали в зал, они не делали попыток сбежать.
Чтобы починить лифт, тут же были вызваны диспетчеры. И на всякий случай на третьем и четвертом этажах расставили конвоиров, которые к этому часу освободились из процессов. Решили лифт открывать на третьем этаже по команде, так как уже предвидели ЧП.
На третьем этаже два зала — 311 и 312. В 312-ом некоторое время назад закончился суд по банде Леснякова. Девять зэков уже спустили, в клетке остался один — экс-мэр Ардабьевский. Его охранял ОМОН.
Как развивались события дальше?
В 311 зале было темно. Однако там находился сотрудник конвойной службы и кто-то из ОМОНовцев.
Как только двери лифта открыли, бандиты выскочили, рванули сначала в зал 311. Они забежали и тут же выбежали, увидев вооруженных людей. Ринулись на свет, в зал 312.
Тут двое конвоиров открыли огонь. Третий сотрудник конвойной службы стрелял по спинам из 311 зала.
Все пули, по словам наших источников, были выпущены из «конвойных» пистолетов Макарова. В результате, напомним, были убиты трое головорезов, двое ранены.
В это же время в Мособлсуде мог случиться еще один, куда более серьезный инцидент. Когда на третьем этаже разворачивались все эти события, в камерном блоке подняли бунт арестованные из банды Леснякова. Начальник конвоя, когда их рассаживал, сказал что-то обидное - судя по всему, он был на нервах из-за ГТА.
Службу здесь несла одна женщина-конвоир. Возмущенные зэки принялись долбиться о двери. Начал один, подхватил другой, стали ломать столы, выбили дверные глазки. Устроили погром, перепугали сотрудницу конвойной службы. А в камерном блоке, между прочим, сидели 20 человек. Страшно представить, что бы началось, если бы они все-таки вышибли двери и выскочили наружу? Подсудимых удалось урезонить лишь чудом.
Кто словил пулю — тот и виноват
По результатам внутренней проверки были уволены командир взвода и его заместитель. Уволят и двух раненых сотрудников Лукьянову и Фартушняка, когда они закроют больничные листы. Конвоиров, которые стреляли в участников банды ГТА, до сих пор таскают по проверкам.
- Конвойная служба не считает себя виновной в деле о попытке побега участников ГТА. Да, конвоиры пострадали, но никто из сотрудников, граждан не убит. Никто не убежал. За что людей увольнять? Нарушили правила, но и сами предотвратили ЧП. Дайте выговор, лишите премии, - негодуют наши собеседники.
Действительно, если здраво рассуждать - при чем тут рядовые конвоиры? Они подчиненные. Зэков конвоировали бы по правилам, если бы в этой службе был полный комплект сотрудников.
- Почему же люди неохотно идут в конвой?
- Во-первых, не устраивает график работы (он через день) и зарплата (младший состав — сержанты-прапорщики получают на руки от 30 до 35 тыс.руб). Основная масса сотрудников живут далеко, на дорогу половина зарплаты уходит. Перспектив в конвойной службе нет. Хотя год работы идет за полтора.
- Много ли женщин в этой службе?
- Где-то треть. Особую подготовку женщины не проходят. А что привлекает в этой службе представительниц прекрасного пола — для нас всех загадка.
Есть ли теперь перемены в Мособлсуде? Со слов наших источников, в настоящее время зэков заводят по всем правилам, но медленно — по одному, двое. Есть планы привлечь к конвою работников других подразделений полиции. Пока судьи, памятуя о перестрелке, терпеливо ждут. Уже известно о паре процессов, которые были намечены на 11.00, а реально начались в 13.00.
Как нам стало известно, в среду начальник ГУ МВД по Московской области генерал Виктор Пауков побывал в конвойной службе Мособлсуда с инспекцией. Он объявил, что собирается наградить троих конвоиров, открывших огонь по бандитам, за отвагу. Парадокс, но этих сотрудников на места, где они смогли обезвредить бандитов ГТА, расставляли их боссы, которые лишились работы. Когда генералу задали вопросы: «А как же наши уволенные и раненные коллеги?», он пообещал, что попытается вернуть сотрудников на рабочие места.
Комментирует глава Московского межрегионального профсоюза полиции и Росгвардии Михаил Пашкин:
- Начальнику областного Главка МВД, генералу Виктору Паукову давно нужно было заняться и конвойной службой, и сотрудниками на «земле». А он постоянно расхлебывает коррупционные скандалы в Главке со своими высокопоставленными подчиненными.
То, что людей в конвое не хватает, говорилось на всех совещаниях, посвященных этой службе. Но никто не предпринял никаких мер к исправлению ситуации. Сами руководители конвойной службы виноваты лишь в том, что не закидали рапортами о некомплекте вышестоящих руководителей.
Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram